Архитектура арабских стран и стран ближнего и среднего востока (vii — xviii века)

Архитектура мусульманской Индии имела ряд особенностей. Города средневековой Индии развивались по нерегулярном плана, характерном для стран Ближнего и Среднего Востока. Города, которые были основаны в период позднего Средневековья, строились уже по регулярному плану (Джайпур, Хардарабад и другие). Культовое зодчество Индии мусульманского периода характеризуется использованием традиционных форм — фигурных колонн, килевидних профилей арок и цибулястих куполов. Мусульманская архитектура принесла в планировочное решение индийских храмов айван. Типичными для Индии являются дворовые мечети с купольным молитвенным залом и галереей вокруг всего двора. В Дели, который был неизменной столицей мусульманских государств Индии, в XVII веке была сооружена соборная мечеть. Построена она из красного песчаника, купола же высечены из белого мрамора. Весь образ мечети воплощает величие и сдержанную декоративность. Под влиянием широкого обмена строительным опытом, который проходил между Индией с одной стороны и Ираном и Средней Азией с другой, создавались новые типы мавзолеев. Наиболее совершенным из них является шедевр индийской архитектуры периода моголов — всемирно известный мавзолей Тадж-Махал с архитектурно-парковым ансамблем. Его построил в 1632 — 1650 годах Шах-Джахан в Агре для своей любимой жены Мумтаз-Махал. Ансамбль состоит из зданий мавзолея, мечети и павильона для собраний, установленных на массивной платформе, сложенной из плит красного песчаника вдоль берега реки Джамны.
ремонт квартир ціна

С юга к ансамблю примыкает широкий парк — «чербага», с трех сторон окружен стеной с воротами посередине каждой из сторон. Главная ворота расположена с южной стороны. Она представляет собой квадратную в плане монументальное сооружение, по углам которой поставлены круглые башни с купольными павильонами — «Чатри» — сверху. Высокая арка величественного портала открывает вход на центральную аллею, через весь парк ведет прямо к беломраморной здания мавзолея, который является композиционным центром всего ансамбля. Мавзолей поднят на квадратный в плане цоколь, облицованный белым мрамором. Общая высота его — 75 метров. По углам цоколя стоят 4 стройных минарета высотой по 41 м. Все это белый комплекс расположен в середине красной платформы, на главной оси всего ансамбля. С обеих сторон мавзолея — сложенные из красного камня здания мечети и павильона для собраний, увенчанные беломраморными куполами. Архитектура ансамбля Тадж-Махал выделяется отличной пропорциональностью и гармоничностью форм и силуэта. В основу композиции зданий положено ритмичное сопоставление различных по рисунку и размерам прямоугольных плоскостей стен и прорезанных в них ниш, павильонов и куполов, венчают мавзолей. Особенно изысканные форма и постановка центрального цибулястого купола, слегка взимаемого внизу ремнем и поднятого на достаточно высокую баню. Это придает ему особую грации и легкости. Представление об эволюции в индийской архитектуре XVII — XVIII века дает сравнительный анализ Тадж-Махала с похожим с ним по схеме мавзолеем Хумаюна, построенным почти на столетие раньше. Обращает на себя внимание совершенно разное отношение к самой архитектурной массы в этих памятниках. Если в мавзолее Хумаюна за лаконичными линиями фасада чувствуется монументальность форм и объемов здания и купола, то в Тадж-Махале наблюдается безусловная тенденция к облегчению, растворения в окружающей пространстве. Это проявляется в более вытянутом вверх силуэте, что подчеркивается четырьмя минаретами, которые как бы ограничивают то куб воздушного пространства, в центре которого возвышается мавзолей. Характерна в этом отношении «дематериализация» объема здания глубокими нишами во всех его внешних гранях, контрастная к округлой формы высоко поднятого гладкого купола. Недаром ночью, при лунном свете, кажется, что купол будто висит в небе. Важное значение имеет и характер материала — особого сорта мрамора, оттенки которого меняются в зависимости от освещения. Это предоставляет мавзолея впечатляющего разнообразия учетов. Тадж-Махал является последним выдающимся произведением индийской архитектуры позднего периода эпохи моголов. При этом в его архитектуре уже наметилась тенденция к противоречия с принципами индийской национальной архитектуры с традиционным связью между архитектурной массой и формой, объемной компактностью и тектонической структурой. Это впоследствии обусловило кризис в развитии индийской архитектуры. Но этот кризис был неизбежен через нарастание общего кризиса всей феодальной государства Моголов. На момент завершения Тадж-Махала государственная казна страны была исчерпана. Именно этому фантастический проект Шаха-Джахана — создание с противоположной стороны реки Джамны симметричного мавзолея такой же формы и размера, что и Тадж-Махал, только из черного мрамора (что должно было символизировать невозможность создания в архитектуре чего прекраснее), так никогда и не был реализован . Уникальная архитектура арабских народов сформировалась как сплав собственной арабской художественной культуры, античного искусства, а также искусства и архитектуры покоренных Арабского халифата народов Азии, Европы и Африки. В результате многолетней вдохновенного труда арабских архитекторов, художников, строителей были возведены десятки величественных городов, украшенных уникальными сакральными, оборонительными и общественными архитектурными сооружениями. Архитектурное наследие стран исламского мира настолько велика и разнообразна, что представляет собой неисчерпаемую сокровищницу памятников архитектуры и искусства, являющиеся источником огромного духовного обогащения человечества. Влияние арабской культуры продолжал проявляться и после распада халифиту на отдельные феодальные государства, а также после изгнания арабов с завоеванных стран. В каждой из них в силу сложившихся обстоятельств, архитектура развивалась достаточно самобытно, но при этом долгое время преобладали черты. Через эти страны опосредованно исламская архитектура оказала значительное влияние на развитие всей мировой архитектуры. Литература

  1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. История Древнего Востока. — М .: Искусство, 1976. — 290 с., Илл.
  2. Бунин А. В. История градостроительного искусства. Том 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. — М .: Стройиздат, 1979. — 495 с., Илл.
  3. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Том 1. Архитектура древнего мира. Под ред. О. Х.Халпахчьяна. — М .: Стройиздат, 1970. — 510 с., Илл.
  4. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии в середины XIX в. Под ред. А. М. Прибыткова. — Л. -М .: Стройиздат, 1971. — 643 с., Илл.
  5. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Том 1. Искусство Древнего мира. Под ред. А. Д. Чегодаев. — М .: Искусство, 1956. — 467 с., Илл.
  6. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Том 2. Книга 2. Искусство Средних веков. Под ред. Б. В.Веймарна и Ю. Д.Колпинского. М .: Искусство, 1961. — 508 с., Илл.
  7. Глазычев В. Л. Зарождение зодчества . — М .: Стройиздат, 1984. — 126 с., Илл.
  8. Дженкинс Н. Ладья под пирамидой. — М .: Наука, 1986. — 175 с., Илл.
  9. Искржицкий Г. И. Рассказ о градостроительства. — М .: Стройиздат, 1985. — 127 с., Илл.
История Древнего мира в трех книгах. Книга 1. Ранняя древность. Отв. ред. И. М.Дьяконов. — М .: Наука, 1989. — 471 с., Илл.